Российский рынок TMS программ для управления транспортной логистикой насыщен менее, чем на половину

Недавно были опубликованы результаты интересного исследования, проведенного совместно специалистами «Координационного совета по логистике» (КСЛ) и компании SAP.

Так, по результатам опроса, около половины (49%) ведущих российских компаний вообще не используют инструменты TMS для управления транспортной логистикой, а уровень использования программ для решения более узких задач еще ниже: 27% респондентов (более половины от числа тех, кто ответил на вопрос положительно) применяют такие решения лишь частично.



Это значит, что логистика последней мили в предстоящие 2-3 года приобретет особенное значение: именно скорость, качество и возможности оперативного управления доставкой станут ключевыми компетенциями интернет-магазинов. К этому времени, вероятно, рост рынка выйдет на «плато» и обострится конкуренция между крупнейшими игроками, готовыми предложить клиентам лучший сервис.

Такие задачи как оптимизация маршрутов доставки зачастую решаются бизнесом во вторую или третью очередь. Внедрение систем тактической маршрутизации отмечено проводившими исследование экспертам в числе ключевых рекомендаций.

Характерно, что масштабы внедрения программ для управления складской логистикой (WMS) опережают TMS в 1,5 раза: компании более ответственно подходят к автоматизации склада, нежели транспортных операций. Это может быть связано с более понятными выгодами и технологией внедрения, возможностью формализовать внутренние задачи без влияния на взаимодействие с контрагентами, что неизбежно в случае с транспортной логистикой.



Есть и другие интересные выводы. В подавляющем большинстве случаев логистика компаний (и складская, и транспортная) ориентирована на снижение затрат, тогда как показатели надежности, гибкости и скорости исполнения заказов отступают на второй план. 52% респондентов не считают доставку клиенту («последнюю милю») ключевой компетенцией в цепи поставок.

При этом KPI логистики у 86% опрошенных компаний существуют только на уровне профильного департамента, в полном или частичном отрыве от KPI других отделов и подразделений. Для компаний из сфер торговли (оптовой, розничной, интернет) транспортная логистика является одной из ключевых функций и неразрывно связана с вопросами стратегического управления бизнесом, и программы TMS могут стать существенным фактором если не получения конкурентного преимущества, то снижения рисков отставания от лидеров.

В свою очередь, о значимости решений для планирования маршрутов говорит следующий показатель: 60% респондентов вообще не используют SLA, т.е. фактически не могут гарантировать соблюдения сроков, комплектности и качества доставки своим клиентам. Решения АНТОР не только позволяют поддерживать стабильно высокий уровень сервиса от 95%, но и бесшовно интегрируются с наиболее распространенными программами для управления транспортной и складской логистикой на базе 1С, SAP, MS Dynamics и др.

Результаты исследования говорят о том, что российскому рынку логистики предстоит пройти немалый путь, чтобы достичь уровня зрелости, который сейчас демонстрируют Европа и США. Однако современные технологии уверенно проникают в разные этапы управления цепью поставок, и есть все основания полагать, что в течение 4-5 лет нам удастся опережающими темпами пополнить ряды передовых стран.